Клише проникли в Ваш бизнес? Это может случиться даже с лучшими специалистами.

Мы стараемся создавать полезный и живой контент. Мы стараемся писать об актуальных вещах и развлекать читателей.

И, само собой, мы знаем, что важно избегать клише и сленга.

Но иногда плоские слова все же закрадываются в наши тексты, отвлекая от сути сообщения. (В прошлой моей статье я уже писала о шаблонах, которые уничтожают текст в глазах потребителей).

Как обезопасить себя от них? Как распознать клише и избежать их разрушительной силы?

Чтобы распознать избитые и выцветшие слова, для начала нужно основательно разобраться в том, что такое клише.

Что такое клише?

Слова могут вызывать живые образы. Как кисть художника, они могут рисовать картину в сознании читателя.  Некоторые слова могут заставить вас содрогнуться. Они пробирают до мурашек и от них идет мороз по коже. Буквы на своих ножках карабкаются вдоль вашего позвоночника, щекоча и царапая кожу. Бррр. Другие слова согревают вас. Они окутывают вас своим теплом и, чмокнув вас в щеку, заставляют вас улыбнуться.

А третьи слова — это просто слова. Они выражают смысл, но оставляют вас равнодушными. Никакого тепла, никакой живости, никаких мурашек. Просто плоские слова. Не то чтобы это плохо. Если бы каждое слово имело сильную чувственную коннотацию, чтение превратилось бы в эмоционально-зрительные американские горки, на которых читателю трудно удержаться.

Так в чем же проблема клише?

Клише когда-то описывали яркие образы, но их настолько заездили, что их образность поблекла.

Например, когда кто-то первый раз использовал фразу нешаблонное мышление, она  была яркой метафорой для описания идеи творческой мысли. Когда мы действуем по шаблону, мы не способны вырабатывать дикие безумные идеи. Чтобы быть творческим, нужно выползти за эти рамки.

Но сейчас фраза нешаблонное мышление настолько изношена, что никто уже не представляет себе рамку. Ее образность совершенно стерлась, и вот поэтому она стала клише.

Вот как Джордж Оруэлл описывает проблему клише:

Новая метафора помогает мысли, вызывая зрительный образ, тогда как другая метафора, практически «мертвая» (например, железная решимость), в сущности снова стала обычным словом и, в общем, может использоваться без ущерба для живости. Но между этими двумя категориями есть огромный пласт избитых метафор, которые утратили всю свою выразительную силу и  употребляются людьми лишь потому, что избавляют их от трудности изобретать фразы самостоятельно.

Метафоры имеют жизненный цикл.  Сначала они новы и волнующи. Через некоторое время они теряют силу воздействия и превращаются в бла-бла.  После периода бла-бла они  могут снова заработать, согласно Оруэллу.

Давайте поразмыслим еще о некоторых клише… поднять планку, вывести на новый уровень, финишная прямая, сбить с ног, начинать с чистого листа, брать быка за рога, разодеться в пух и прах, работать на полную катушку, плыть против течения, сдвинуть с мертвой точки, меткий заголовок, давать 110%.

Видите, все вышеприведенные клише имеют визуальное значение?

Эта визуальная составляющая со временем стирается. Никто не думает о ружье, когда читает словосочетание меткий заголовок. Никто не воображает быка, когда вы употребляете фразу взять быка за рога. Никто не воображает лист бумаги, когда вы начинаете все с чистого листа.

Так как же распознать клише, закрадывающиеся в ваш контент?

5 признаков того, что вы использовали клише

Избежать клише не так просто, как исправить грамматические ошибки.

Грамматика обычно черно-белая. Вы или пишете правильно. Или неправильно.

Но клише — это скользкая тема. И одно другого хуже. Кто-то сочтет фразу меткий заголовок клише, а кто-то все еще находит ее хорошей.

Вот 5 признаков, на которые стоит обращать внимание:

  1. Образность вашей фразы кажется неяркой.
  2. Ваша фраза кажется модной.
  3. Вы встречали эту фразу в какой-нибудь «мыльной» передаче.
  4. Вы не поразмыслили хорошенько над тем, какую фразу лучше использовать.
  5. Вы звучите, как выпускник MBA, который пытается впечатлить оппонентов.

Итак, вы заметили клише, у вас есть выбор из набора средств по борьбе с ними.

Лекарство от клише №1: Заместительная терапия

Выражайтесь больше повседневным языком.

Вместо нешаблонного мышления  вы можете  думать творчески или выдумывать дикие идеи.

Вместо поднятия планки, вы можете улучшить качество своей работы. Вместо того, чтобы сдвинуться с мертвой точки, вы можете взяться за проект.

Лекарство от клише №2:  Прокачайте ваше клише

Это как прокачать мотоцикл.

Когда покупаешь мотоцикл, он не на 100 % соответствует твоим идеалам, тогда ты добавляешь несколько деталей — держатели для багажных сумок, наконечники на рукоятках, чтобы предотвратить боль в запястьях, туклипсы, чтобы ноги не соскальзывали с педалей, и брызговики, чтобы не забрызгать спину.

Вы так же можете прокачать и клише, добавив ему несколько деталей. К примеру:

Представьте, что вы хотите попросить кого-то поднять планку. Это гнусное выражение, но вы можете прокачать его:

Попытайтесь поднять планку, как это делают спортсмены в прыжках с шестом, доводя до совершенства каждую деталь это процесса.  Они отрабатывают свою исходную позу, ускорение, то, как он держит шест, и сам прыжок. Так же и вы можете улучшить качество своей работы.

Или, допустим, вы хотите сравнить ведение блога с марафонским забегом. Это, по ощущениям, тоже затертое выражение, но вы можете прокачать его.

Подготовку к написанию поста в блоге можно сравнить с подготовкой к марафону. Прежде чем начать, удостоверьтесь, что все талисманы удачи с вами, и послушайте любимую музыку, чтобы войти в правильное настроение. Затем отдайте всю энергию письму и пишите до тех пор, пока есть силы, прежде чем наградить себя отдыхом, чашечкой чая или кусочком шоколада. Ваш ум нуждается в отдыхе так же, как и ваше тело.

Лекарство от клише №4: Эксцентричное лекарство

Вместо того, чтобы указывать на сходства, подчеркните различия:

Вы замечали, как часто аналогии со спортом используют в объяснениях, как управлять бизнесом?

Здесь огромная проблема.

Когда вы начинаете свой бизнес, вы не готовы к тому, что предстоит. Вы не знаете дороги. Вы не получили надлежащего образования. Вы можете даже не знать, как выглядит финишная черта. Что уж говорить о том, как добраться до нее.

Лекарство от клише №4: Принятие

В редких случаях, случается, что вы не можете найти лекарство. Клише — это клише, но вы не можете заменить или прокачать его. Тогда, вам остается принять его:

Люди имеют дело с людьми. Возможно, это клише, но это правда.

Клише подходят для ленивых авторов, которые пишут о бизнесе.

Отладить ваш внутренний детектор клише можно, больше читая. Замечайте блеклые фразы. Отмечайте сленг, который начинают употреблять все подряд.

И тогда… станьте бунтарем.

Отыщите фразы, которые никто не использует. Добавьте очаровательных деталей. Используйте обычный язык вместо жаргона.

Вот так вы разовьете собственную речь.  Вот так вы станете обаятельным бизнес-автором. И вот так вы сможете соблазнить читателей своими словами.

А сейчас добавьте статью в закладки или же запишите самые важные моменты, которые подходят именно вам!

Приятного дня и отличного настроения!